Чистая прибыль является ключевым показателем финансового состояния компании. Её использование может способствовать повышению капитализации предприятия, выплате дивидендов акционерам, инвестирования в развитие бизнеса и другим целям.
Понятие чистой прибыли
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся на балансе организации или предприятия после учета амортизации, уплаты налоговых сборов и отчислений в бюджет государства. Чистую прибыль нередко приравнивают к выручке, но между этими двумя понятиями есть очевидная разница. Организация получает выручку после продажи своих услуг и товаров, а чистая прибыль — это то, что остается от полученной выручки после выплаты всех необходимых издержек. Синонимами данного термина являются свободный достаток или чистый доход.
Как рассчитать чистую прибыль компании?
В обобщенном виде формула расчета чистой прибыли имеет следующий вид:
Чистая прибыль = доходы – расходы – налоги
На первый взгляд, кажется, что посчитать ее не составит труда, но в финансовых отчетах нет таких обобщенных понятий, как «все расходы» или «все доходы», поэтому чистую прибыль в профессиональной сфере необходимо рассчитать по шагам, учитывая основные виды прибыли, которые отличаются между собой:
1 шаг — маржинальная прибыль показывает сумму средств, затраченных организацией на переменные расходы (ремонт в цеху, кабинете, замена деталей оборудования и др.).
2 шаг — валовая прибыль – это прибыль, остающаяся после вычета всех постоянных (ЖКХ услуги, аренда помещений и др.) и переменных платежей. Она показывает, покрывают ли доходы организации постоянные расходы. Это та самая выручка организации от продажи услуг и товаров за минусом их себестоимости.
3 шаг — операционная (балансовая) прибыль – это выручка компании, из которой отминусовали все необходимые затраты, включая административные (банковские услуги, заработная плата сотрудникам) и коммерческие (реклама на банерах, продвижение в соцсетях, услуги фотографа и дизайнера и др.). После расчета прибыли по выполненным операциям будет известно, сколько средств осталось у организации после выплаты всех расходов, но до уплаты налогов, кредитов.
4 шаг — непосредственно сама чистая прибыль, остающаяся в организации после уплаты всех расходов, налогов, процентов по кредитам.
В конечном итоге значение чистой прибыли бывает:
- положительным, когда остались средства после оплаты обязательных расходов;
- нулевым, когда расходы организации равны доходам, достигается точка безубыточности, но и нет выхода в плюс;
- отрицательным, когда все расходы превышают доходы, или работа в убыток.
Чтобы чистая прибыль выросла предприятию, организации необходимо снизить расходы, а также выбрать оптимальную систему налогообложения. То, какой результат (положительный, нулевой или отрицательный) компания в конкретный отчетный период времени, показывает величина чистой прибыли. Размер дохода, сумма, которую можно повторно вложить в какой-то новый проект или размер взносов в резервный фонд, зависит именно от этого показателя. Высчитать рентабельность бизнеса можно, зная показатель чистой прибыли.
Что можно сделать с чистой прибылью?
Чистая прибыль – это база для роста, развития, модернизации предприятия. Чем она выше, тем прибыльнее, выгоднее бизнес, а, соответственно, это более привлекательно для инвесторов.
Решение о распределении чистой прибыли имеет право общее собрание участников или единственный участник организации. Сроки данного решения на предприятии принимается по-разному: раз в квартал, раз в полгода или раз в год.
Также от чистой прибыли также зависят дивиденды по акциям компании. Но организация имеет право уменьшать их размер или не выплачивать их вовсе, а предназначить средства на такие цели, как:
- расширение, модернизация своего производства,- формирование резервного капитала,
- выплата убытков прошлых периодов,
- поощрение сотрудников,
- помощь благотворительным фондам и организациям.
Основные функции чистой прибыли
- Контрольная, оценочная дает заключение о рентабельности деятельности организации и оценивает эффективность управления.- Компенсационно-гарантийная создает запасы разной направленности на случай каких-либо кризисных или форс-мажорных ситуаций.
- Капиталообразующая – участвует в создании дополнительных фондов финансирования, в результате чего нет необходимости в кредитовании и инвестировании от других лиц.
- Стимулирующая побуждает организацию правильно и эффективно применять ресурсы, уменьшить расходы и внедрять новые технологии.
- Инновационная дает возможность для роста, развития и обучения персонала, позволяет расширить производство, модернизировать оснащение и открыть новые интересные направления в работе организации.
- Имиджевая помогает поднять рейтинг организации и получать высокие оценки независимых экспертов.
Чистая прибыль - это объективный и важнейший показатель, анализ которого необходимо проводить регулярно. Данный показатель отражает состояние организации в текущий момент, эффективность коммерческой деятельности, позволяющий найти точки для дальнейшего развития и роста организации, а также выявить и устранить слабые места бизнеса.